Алиева Елена Дмитриевна, воспитатель МБДОУ №12 с. Юца Ставропольского края
Конспект НОД по нравственно- патриотическому воспитанию в старшей группе на тему «Семейные обычаи на Руси»Цель: Развивать чувство патриотизма и любви Родине. Расширять представление о старинных семейных обычаях. Задачи: Образовательные: 1.Воспитывать интерес к разным видам художественной деятельности. 2.Подводить детей к созданию выразительного образа в аппликации. 3.Добиваться выразительного чтения стихов, петь, двигаться под музыку. 4.Расширять и углублять представление детей о старинных семейных обычаях, закреплять знание старых русских имен. 5.Способстровать развитию любознательности. Развивающие: 1.Развивать музыкальность детей. 2.Приобщение детей к познанию через игровую и двигательную деятельность. 3.Развивать психические процессы: внимание, память, мышление. Воспитательные: 1.Воспитывать интерес и способность работать в коллективе. 2.Воспитывать уважение к обычаям страны, к русскому фольклору; чувство эмпатии. 3.Воспитывать желание принимать участие в играх. 4.Пообрение свободного общения со взрослыми и детьми. Интеграция образовательных областей. 1.Социализация 2.Познание 3.Коммуникация 4.Художественное творчество 5.Художественная литература 6.Музыка 7.Физическая культура 8.Здоровье Словарная работа Обогащать словарный запас детей: 1.Существительными: колыбелька, чугунок, сундук, рогач. загнетка. 2.Определениями: старинный, деревянный, РАСПИСНОЙ, УЗОРЧАТЫЙ. Индивидуальная работа Следить за речью детей, оказывать помощи при ответах на вопросы. Предварительная работа 1.Беседы по ознакомлению с окружающим «Я и мое имя», «Предметы русской старины», «Русская изба». 2.Заучивание стихов, песен. 3.Посещение музея «Русская изба». 4.Взаимодействие с родителями. Проект «Моя семья». 5.Изготовление русских - народных костюмов. 6.Презентация: «Частица малая Россия, село родное-«Сайман». 7.Чтение русских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций, слушанье русских народных песен, колыбельных. 8.Организация и проведение с детьми русских народных игр. Материал и оборудование: 1.Аудиозапись с русской народной музыкой. 2.Атрибуты русской избы.(кукла, уголек, зернышки, таз с водой, полотенце, русская рубашка, колыбелька, кусочек хлеба и соль). 4.Заготовки для аппликации. Методы и приемы: Практические; Наглядные; Словесные; Игровые. Ход НОД Дети входят в групповую комнату. Воспитатель: - Дети, а вы любите путешествовать? Дети: - Да. Воспитатель: - Я вас приглашаю в путешествие по зимнему лесу. Посмотрите, а что вы видите в нашем лесу. Дети: - Снег, деревья, волшебный камень. Воспитатель: - Дети, что же это за камень? А камень – не простой, на нем что-то написано. Вам интересно что написано? Я вам прочту, а вы слушайте внимательно: Налево пойдешь – далеко не уйдешь. Прямо пойдешь – в чужую группу попадёшь. Направо пойдешь – много интересного найдешь. Дети, куда же пойдем? Дети: - Направо. Воспитатель: - А где правая сторона? Дети показывают правую сторону. Воспитатель: - Ну, что же, в путь! Мы шагаем по сугробам По сугробам белолобым, Подними повыше ногу Покажи другим дорогу! Дети проходят в зону «изба». Воспитатель: - Вот мы и пришли. Дети куда мы попали? Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. Где же мы? Дети: - В русской избе. Воспитатель: - А почему вы решили, что это изба? Дети: - Потому что здесь стоят самовар, печка, деревянная посуда. Воспитатель: показывает чугунок. - Дети, что это? Дети: - Чугунок. Воспитатель: - Для чего нужен чугунок? Дети: - В нем варили кушать. Воспитатель: показывает лапти. - Дети, а это что? Дети: - Лапти. Воспитатель: - А для чего нужны лапти? Дети: - Их одевали на ноги. Раздается звук плача ребенка. Воспитатель: - Дети, что это за звук? Кто плачет? Достает из колыбельки куклу. Воспитатель: - Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. это кукла-малыш, Он только сегодня родился, поэтому он и плачет. Давайте его покачаем. Ребенок, доставший куклу, качает, плач стихает. Воспитатель: - С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночка имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете русские старинные имена? Дети предлагают имена, выбирают одно имя - ребеночка называют Егорушкой. Воспитатель: - Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково Егорушкой. А когда он вырастет, то его уже будут называть Егором. Мы растем и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими? Ответы детей: Сейчас меня зовут Костя, а когда я вырасту, меня будут звать Константин и т. д. Воспитатель: - Молодцы. Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена. А вы знаете, что обозначает имя Егор? Дети высказывают предположения. Воспитатель: - Это имя обозначает хозяин земли. Родители, когда называли его таким именем, хотели, чтобы когда Егорушка вырос у него было много-много земли и чтобы он был богатым и счастливым. Дети, а вы знаете, что означают ваши имена? Ответы детей. Воспитатель: - Молодцы, какие у вас интересные имена! Дети, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены вещи, что же это? Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки. Дети: - Уголек, зернышки, монетки. Воспитатель: - А кто знает, зачем нашему Егорушке эти вещи? Дети:- Их клали, когда купали ребенка. Воспитатель: - Да, правильно, раньше, на Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему Егорушке. Воспитатель кладет уголек: Воспитатель: - А что говорили, когда клали уголек? Дети: - Привыкай к домашнему теплу. Первый ребенок кладет зернышки. Воспитатель: - А что говорили, когда клали зернышко? Дети: - Будь всегда сыт. Второй ребенок кладет денежку. Воспитатель: - А что говорили, когда клали монетку? Дети: - Будь всегда богат. Воспитатель берет одного ребенка, он купает куклу. Тили- тили-тили-тили Мы по воду ходили. Воды для Егорки - Полное ведерко. Мыли- мыли-мыли-мыли бело- набело отмыли Лишь головка одна Всё черным- черна! Дети вытирают куклу. Воспитатель: Полотенце вышито и бело Вытирай-ка малыша умело Будет чистеньким малыш Вырастет у нас крепыш. Воспитатель: - Дети, вот мы помыли, вытерли Егорушку, а что же потом делали с ребеночком? Дети: - Одевали. Воспитатель: - А во что одевали ребеночка? Дети: - В отцову рубашку. Воспитатель: - А почему ребеночка одевали в отцову рубашку? Дети: - Чтобы ребенок был похож на отца и матушку. Воспитатель: - Да, родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как и они. Посмотрите, какая рубашка, какая она? Дети: - Красная, красивая, праздничная. Воспитатель: - Давайте и мы оденем Егорушку. Дети одевают куклу. Воспитатель: - А что приговаривали, когда одевали рубашку родителей? Дети: - Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись ,как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается. Воспитатель: - Одели мы нашего Егорушку, а что дальше с ребеночком делали его родные? Дети: - Укладывали спать. Воспитатель: - А куда клали спать ребеночка? Дети: - В колыбельку. Воспитатель: - А что же такое колыбелька? Дети: - Это кроватка, куда клали малыша и качали. Воспитатель: - Да, есть у нас такая колыбелька. Достает колыбельку. Посмотрите, какая колыбелька у нашего Егорушки (показывает детям). Дети, а посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это? Показывает детям кусочек хлеба и соли, дает попробовать. Воспитатель: - Что же это? Дети: - Хлеб и соль. Воспитатель: - Правильно, хлеб да соль. Вы знаете, что на Руси хлебом-солью всегда встречали на Руси дорогих, долгожданных гостей. Они клали хлеб и соль и приговаривали: «Наконец-то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали!» Дети кладут в колыбельку. Дети, положили родители ребеночка в колыбельку, а что дальше делали? Дети: - Пели колыбельную. Воспитатель: - А что такое колыбельная? Дети: - Это песенка, под которую засыпает ребенок. Воспитатель: - Дети, а давайте и мы споем колыбельную для Егорушки. Споем? Дети: - Да. Дети поют совместно с воспитателем: Баю- баюшки-баю Я тебе покой дарю. Ветер в окна к нам свистит, Снег по улице кружит. В небе звездочка горит: «Спи, сыночек, - говорит, - Баю-баю- баю-бай Спи, Егорка, засыпай!» Воспитатель: - Вот и уснул наш Егорушка. Дети, а вам понравилась колыбельная? Дети: - Да. Воспитатель: У нашего Егорушки сегодня первый день рождения. И пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ему в подарок? Воспитатель: - Дети, вы устали, давайте мы отдохнем? На днях рождения, гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли. А хотите поиграть в самую настоящую старинную русскую игру? Давайте мы поиграем в игру «Ворон». Ой, ребята, та- ра-ра На горе стоит гора А на той горе дубок А на дубе воронок Ворон в красных сапогах (движение ногами вперед) В позолоченных серьгах (показывают серьги) Черный ворон на дубу (показывают крылья) Он играет во трубу (показывают игру на трубе) Труба точеная, позолоченная (хлопки в ладоши) Труба ладная, песня складная (хлопки в ладоши) Да (поднимают и опускают руки) Воспитатель: - Дети, понравилась игра? Воспитатель: А сейчас мы для Егорушки сделаем в подарок лоскутное одеяло. Аппликация из ткани «Лоскутное одеяло». А теперь давайте подарим Егорушке наше одеяло и пусть каждый пожелает ему что-нибудь. Дети: - Никогда не болей, будь здоров. - Расти сильным, крепким да удалым. - Слушай отца-батюшку да родную матушку. - Будь добр и пусть тебе встречаются добрые люди. - Пусть живет-поживает, да добра наживает. Воспитатель: -Дети, а вам понравился день рождения Егорушки? Дети: -Да. Рефлексия; Воспитатель: - Дети, а вам понравилось наше путешествие? Ответ детей. Воспитатель: Если «да»- то давайте соберемся в круг-как одна семья; если «нет»- оставайтесь на месте. 20 июля 2021 в 09:24
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.